суббота, 25 июня 2011 г.

Активное слушание ребенка


Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Типы автоматических ответов родителей:
·         Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Быстро в кровать!», «Замолчи!»
·         Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Если это ещё раз повторится, и я возьмусь за ремень!»
·         Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает»,  «Ты должен уважать взрослых»
·         Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоём месте дал сдачи».
·         Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»:  «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя».
·         Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять всё сделала не так!», «Всё из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».
·         Похвала: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, что тебе всё нипочём».
·         Обзывания, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!»
·         Догадки, интерпретации: «Я не знаю, это всё из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь…».
·         Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Ну почему ты молчишь?».
·         Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Перемелется, мука будет», «Не обращай внимания!», «Успокойся!».
·        Отшучивание, уход от разговора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий